Учим малыша времени

 

Единственное живое существо на земле, которое понимает ход времени – это человек. А когда ребенок начинает понимать, что такое время и как оно меняется. Эталоном измерения времени считается стук сердца. Один удар – одна секунда. Биологический ритм воспринимается всеми людьми, включая еще не родившегося малыша. Появившись на свет, ребенок начинает жить по своим внутренним часам. Стук сердца, бодрствование и сон, голод и сытость. Именно на этих циклах базируется представление ребенка о времени. И именно они послужат связующим звеном в понимании будущего и прошлого.

Восприятие прошлого у ребенка появляется вместе с появлением памяти. В возрасте четырех-пяти месяцев малыш начинает запоминать объекты окружающего мира. Поначалу мозг малыша еще не сохраняет образы происходящих событий, но к году он начинает привыкать к ритму своей жизни и образы становятся более отчетливыми. Ребенок начинает вспоминать что-то из того, что с ним происходило. Но воспоминания эти еще очень расплывчаты, на них трудно опереться, тем более, что они остаются лишь образами. Слова, обозначающие образы, ребенку пока недоступны.

Но в этот момент малыш уже прекрасно осознает, что вокруг него есть те, кто кормит его, заботится о нем, согревает и ласкает. И ребенок может даже немного подождать, если голоден, зная, что скоро придет мама и накормит его. Он не знает, что это мама. Но он понимает, что без нее ему плохо. Годовалый малыш очень переживает, когда мама уходит, и он не может с ней расстаться без слез. Но понять, что скоро, то есть в будущем, мама вернется, пока он не в состоянии.

К двум годам, когда накоплен уже большой опыт обращения со временем, у ребенка появляется отчетливый образ прошлого. И это помогает ему научиться воспринимать будущее. Ведь мама уходя сказала, что скоро вернется, и вернулась. Папа сказал, что скоро пойдем гулять, и это произошло. Сложность восприятия ребенком будущего, того что будет потом, заключается в одной простой истине – будущего не существует. И понимание этого придет позже.