Воспитываем общительного и самостоятельного ребенка

Отсутствие материнской заботы и тепла в детские годы может привести к тяжелым последствиям - ребенок теряет в весе, страдает бессонницей, больше болеет, движения скованны, мимика лица застывшая. В будущем такие дети обречены на недоверчивость, неумение сотрудничать с другими, то есть неудовлетворенность потребности в эмоциональном контакте отрицательно влияет на приспособление растущего человека. По мере развития ребенка его возможности несколько изменяются. До трех лет малыш удовлетворяет ее преимущественно в контактах с матерью. Находясь в окружении даже самых добрых людей он удовлетворить эту потребность не сможет. Во-первых, потому, что его познавательная емкость пока что весьма ограничена, во-вторых, потому, что никто не вправе конкурировать с матерью. Конечно, ребенку интересны и другие люди, но при этом он нуждается в постоянном человеке, дарящем ему покой, тепло, заботу. Это - первая фаза развития его потребности эмоционального контакта.

На третьем году жизни ребенок входит во вторую фазу, эмоциональность становится многосторонней, охватывает более широкий круг людей - близких и чужих. Впрочем, нередко обе фазы сосуществуют, хотя несомненным остается одно, на первом плане и в 1 год, и в 3 года выдвигается потребность контакта с самыми близкими взрослыми, особенно с матерью. Третья фаза в развитии этой потребности наступает у разных детей по-разному, но чаще всего где-то к пяти годам. Чем она отличается от предыдущих? Прежде всего тем, что ребенок стремится теперь удовлетворить свою потребность в общении в группе сверстников. Отныне и навсегда, пусть у кого-то медленнее, а у кого-то быстрее, потребность в контакте со взрослыми (в том числе и с близкими) начинает отодвигаться на второй план.

Родителям нужно посмотреть на такой факт: если ваш ребенок на второй стадии не контактировал ни с кем, кроме мамы или бабушки (мамин сын, бабушкин внук) или же на третьей фазе не имел возможности общаться с ровесниками (знакомые дети, которые имели слишком взрослых товарищей), не исключены расстройства. Поскольку любой нормальный, здоровый ребенок естественно нуждается в общении со сверстниками, при отсутствии такой возможности он создает воображаемых товарищей, «общается» с ними - дает им имена, разговаривает, играет. Вполне возможно, что делает это в тайне от вас, в ваше отсутствие. Еще одна группа потребностей ребенка, о которой хотелось бы сказать, речь пойдет о потребности познания самого себя. Если поведение растущей личности будет обусловлено лишь ее стремлением удовлетворить эмоциональный контакт, то при всей его положительной роли, оно может привести на практике к попыткам поставить себя в центр интересов других людей. Сущностью же потребности в познании самого себя, а через нее и одобрению своих действий. Семья, друзья, общество предъявляют растущему человеку требования, к которым нелегко примениться. Ребенок должен научиться делать выбор, соотносить внешнее требование со своим «внутренним видением» проблемы. Без своего собственного «костяка» человеку будет трудно выжить, он может затеряться, сломаться, «плыть по течению», как соломинка. Чтобы в зрелом возрасте потребность смысла жизни оказалась развитой, сегодня, пока ребенок мал, нужно формировать у него потребность в познании самого себя - своих возможностей, особенностей, достоинств и недостатков. Это - ступенька к его счастливому будущему.

Люди не могут заказывать себе детей с талантами, выбрав при этом им определенную внешность и характер. Даже, если женщина родит ребенка от красивого, талантливого, умного мужчины, то это еще не факт, что ребенок родится с такими же параметрами, как и у его папы. Глупо будет надеяться на то, что он будет нашей копией в улучшенной форме, ведь нам так кажется, что это было бы лучше всего. В первую очередь, помните, что ваш ребенок – это отдельный индивидуум, а во-вторых, взрослые так часто ошибаются на счет себя. Поэтому, не надо выдавать желаемое за действительное, ведь это не будет играть положительную роль для вас и для вашего наследника.